Рамиль Мухоряпов,
основатель и совладелец Chocofamily Holding, куда входят Chocolife.me,
объединенная тревел-компания Aviata/Chocotravel, интернет-магазины
Chocomart.kz, Lensmark.kz, сервис по заказу и доставке еды Chocofood.kz, сервис
по поиску врачей iDoctor.kz и мобильное приложение «Рахмет», также проекты
доставки продуктов «Рядом» и экспресс-доставки «Ракета».
Участник YPO
Kazakhstan, попечитель образовательного проекта iQanat.Мои правила жизни
– Победа и
поражение – результат не конечный.– Хороший стрелок из лука всегда берет выше.
– Прямота и откровенность – лучшая тактика для переговоров.
– Репутация – вещь бесценная.
– Усердная работа всегда перевесит талант.
– «Молодец!» – опасная похвала.
Я бы вычленил четыре ключевых фактора. Первый и самый главный – это труд. У нас был кейс, когда пришли новые ребята, один был ленивой «звездой», а второй – «серой мышкой», но очень трудолюбивой. Что мы увидели в итоге? Буквально в течение года «серая мышка» обогнала «звезду» по эффективности.
Труд – это не только сама работа, но и время на получение экспертизы, знаний, скиллов, то есть надо не только работать, но и усиленно учиться. У Стивена Кови это называется «точить пилу». Надо постоянно узнавать что-то новое, чтобы работать ещё лучше. Точишь-пилишь – это равно работаешь-учишься. И так постоянно.
Второй фактор – это амбиции. Опасная штука, когда человек самоуспокаивается, достигнув определенных благ: заработка, достатка, должности. Дело в том, что мы живём в таком прозрачном мире, когда любой конкурент может очень быстро зайти и занять твою нишу. Поэтому у нас нет другого выхода, кроме, как стать лучшими. Если мы не сможем выстоять в конкурентной борьбе, то получается, все годы, потраченные на строительство компании, будут выброшены за борт. Амбиции не могут быть иными, кроме как стать лучшими в мире. Это важно, чтобы двигаться вперёд.
Третий фактор – горизонты
планирования. От них кардинально зависят принятые решения. Например, если
предпринимателя больше заботит, как можно быстрее получить прибыль и потратить
её на личные цели, то вряд ли он будет отправлять на обучение сотрудников и
вкладываться в долгую. В итоге получится, краткосрочная прибыль принесена в
жертву долгосрочным успехам. Это огромная проблема корпоративного мира –
краткосрочные (годовые) КПИ менеджмента, от которых зависят годовые бонусы –
могут противоречить ключевым задачам и проектам для долгосрочного успеха. Чем
дальше планируем, тем больше шансов не вылететь с рынка.
Четвертое ― важно иметь близкий круг единомышленников, своего рода совет директоров, который бы челленджил всё то, что ты делаешь. Увы, один человек не может увидеть все грани бизнеса.
Если бы вы могли сделать так, чтобы в вашей жизни больше не было вызовов и препятствий, согласились бы вы на это?
Я думаю, что
предприниматели – это люди, кайфующие от вызовов. Без препятствий мне
невероятно скучно. Просто уровень работоспособности снижается, когда всё
спокойно. Так что все трудности можно сравнить с иммунным ответом – реакцией
антител на попадание вируса.
Если на ошибках учатся, почему так трудно терпеть поражение?
Трудно, потому что было
мало ошибок. У нас в компании популярна фраза: «Победа и поражение – результат
не конечный». Если двигаться дальше, ты всё равно победишь. Чем больше фейлов,
тем менее болезненно они будут восприниматься со временем. За 18 лет своего
предпринимательства я видел столько проблем, фейлов, неприятностей, что теперь
меня тяжело чем-то удивить. Наверное, уже выработался иммунитет на
неприятности. Считаете ли вы, что за некоторые вещи вам уже поздно браться? Почему?
Нет, никогда и ничего не бывает поздно. Помните, мы говорили про амбиции?
Просто с возрастом появилось понимание себя. Я знаю свои слабые и сильные стороны, и сделал вывод, что не имеет смысла усиливать слабое. На эти зоны нужно искать людей, у которых это великолепно получается, и делегировать. Есть вещи, которые получается делать классно, их и нужно усиливать. Здесь уместна фраза Ицхака Адизеса: «Неидеальные люди образуют идеальные команды». Например, бумажная работа – это точно не мое, поэтому с радостью отдам её тем, у кого это хорошо получается, а сам займусь маркетингом и продажами. И от этого все только выиграют.
Если бы ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?
«Go, go, go!». Только вперёд.
С кем из великих вы хотели бы встретиться?
Из ушедших – со Стивом Джобсом, из тех, кто живет сейчас, – с Илоном Маском. Мне кажется, они похожи по психотипу. Они очень вдохновляют, потому что брались и берутся за задачи, которые большинство людей считают невозможными. А ведь чем невозможнее, тем интереснее.
Если бы Вы могли приобрести сверхспособность супергероя, что бы выбрали и как использовали?
Идеальная сверхспособность – понимать людей, это даст неограниченные возможности. Ведь часто основная проблема в непонимании, как человек мыслит, почему принимает определенные решения.